Главная Фотоальбом Полезная информация Будущим родителям Сказки Питание Гостевая книга
 

Как подобрать правильные игрушки ребенку?



На прилавках обилие самых разнообразных игрушек, Какие же из них действительно нужны вашему малышу?

Игрушки...
Первый атрибут младенчества! Мы радуемся как дети, сделав удачную покупку в магазине. Но нередко, зайдя в "Детский мир", не можем выбрать игрушку среди огромного их количества. Все красиво, все нравится, но сделать их своими, внести в дом почему-то не хочется. Это как чужой человек - всегда приглядываемся: с чем пришел, как на детей посмотрел, не говорит ли лишнего? Так и игрушка. Что от нее возьмет малыш, чем она хороша, кроме того что маме даст минутку своими делами заняться? В прежние времена, когда еще не было пластика и другой синтетики, ребятишек радовали игрушками из природных материалов. Сейчас, конечно, нет проблем с покупкой хороших игрушек, но их непременно нужно дополнить натуральными, которые хранят тепло рук мастеров-профессионалов или мастера-мамы.

Весь мир в вашем доме
В младенчестве ребенок изучает мир, знакомится с его тонкостями. Все, что можно понять на практике, принимается за эталон и превращается в кирпичики для выстраивания длинных логических цепочек. Все, что требует объяснений и помощи, собирается, накапливается и оформляется в многочисленные "почему", когда появляется первая же возможность задать их. Конечно, только в том случае, если неизвестного не так много, чтобы его забыть. Условимся: будем предлагать ребенку для познания лишь те вещи и явления, которые он способен понять и принять на данный момент. Будем опираться на его физиологические возможности и возрастные потребности. Только делать это мы станем с выдумкой и азартом.

Первые 2 месяца
Ребенку фактически не нужны игрушки. Всего, что есть в его окружении, достаточно. Кроха внимательно наблюдает за тем, что предшествует маминому появлению. Именно этой последовательности событий можно не бояться, а даже, наоборот, встречать их с радостью. Важно запомнить свой режим дня, чтобы быть настоящим участником событий и чтобы предложение, например, пойти гулять не застало врасплох. И таких дел у младенца - пруд пруди! Но хочется еще и поближе познакомиться с явлениями, которые тебя окружают. Уже понятно, что дверь, открываясь, издает звук. Когда мимо проходит мама, чувствуешь ветерок. Когда открывается форточка, колышутся шторы. А вместе с ними может вращаться легкий мобиль из папиросной бумаги или фольги, прикрепленной на пяльцах либо палочках для шашлыка. Мобили (от фр. mobile "движение") - самая интересная игрушка всех времен и возрастов. Как ни странно, внимание привлекают только те мобили, которые используют уже познанные явления. Например, мы не сможем объяснить малышу, как действуют механические мобили со звуком, а вот мобиль, играющий движением от любого воздушного потока, и так понятен. И как красив! Если к раскидистой ветке, принесенной с прогулки, прикрепить сухие листья или легкие шелковые кусочки материи, они придут в движение от любого дуновения. Наблюдать за этим можно вечно, как за потоком воды и огнем.

в 2-2,5 месяца
Малыш начинает понимать, что руками можно управлять и даже дотянуться до во-о-он той манящей игрушки, которую мама прикрепила именно на расстоянии вытянутой руки. Подумаем, что нового мы можем предложить малышу в этом его старании? Конечно, первое - это ощущение, из чего сделана игрушка. Второе - звук. Прикоснувшись к предмету, можно заставить его зазвучать! Согласитесь, давать в это время ребенку только пластмассовые или плюшевые игрушки - все равно что выкрасить все в один цвет. Ну, пусть в два цвета... Фантазия начинает азартно подбрасывать все новые идеи, которые позволят раскрасить процесс познания большим разнообразием. Прикасаться можно к твердому и мягкому, теплому и холодному, гладкому и шершавому... И это, не считая всевозможных оттенков. Хорошо иметь деревянные, каменные (например, янтарные или малахитовые бусы над коляской), металлические, вязаные, войлочные, берестяные либо шелковые предметы. Они могут быть как молчащими, так и звучащими, набитыми горохом, гречкой, пшеницей, солью, опилками, фасолью, монетками, маленькими бубенчиками... Короче, всем, что попалось вам под руку. Огромное многообразие! Вот только надо сдержаться и не сразу все обрушить на малыша. Две-три игрушки подвесить - и для игры, и для познания более чем достаточно. Можно использовать разные колокольчики: деревянные, медные, стеклянные, фарфоровые. А еще большим успехом пользуются всевозможные китайские мелодичные мобили под названием "дикий ветер". Они звучат и колышутся от малейшего прикосновения. Такие игрушки можно делать из камышей, китайских палочек и Т.п.

в 3-3,5 месяца
Происходит революционный прорыв в движениях. Малыш может не только брать в руки предметы, но и лежать на животе, "добывая" рядом лежащие игрушки. Это уже совсем другая форма. Да и звук добывается иным движением. Удобная ручка для захвата и безопасность - основные требования к игрушкам для этого возраста. Если к магазинным погремушкам прибавить еще и традиционные народные, то многообразию по-прежнему нет конца. Затейливые деревянные, плетенные из бересты, соломы или лозы, вязаные и шитые погремушки по-разному звучат и по-разному ощущаются. Главное, что все подвергается пробе на зуб, поэтому нам очень важны естественные антисептические свойства натуральных материалов. С развитием хватательных движений потихонечку начинает оцениваться и разнообразие формы. Малыш учится перекладывать из одной руки в другую чуть позже, но если дать ему погремушку в форме кольца или любой браслет, то он скоро разберется с тем, что предмет можно держать и обеими руками, и одной - правой или левой.

в 4-4,5 месяца
Настает пора изучения физических свойств предметов. Проще говоря, как что падает, стучит и подпрыгивает. Можно смело вернуть все те мячики, которые мы шили и вязали, набивали всякой всячиной, чтобы подвешивать над малышом. Резиновый мячик при броске подпрыгнет, шерстяной и войлочный покатится, а тот, что набит фасолью, упадет "мертвым" грузом. Форма тоже имеет большое значение. Кубик, например, при броске совсем по-другому себя ведет, чем все мячи. Но это необходимо познать на практике. Интересная вещь - корзинка, где мячики "живут". Изучать их становится еше забавнее. Доставать мячики и складывать - одно удовольствие. Можно понять, насколько терпелив кроха. Кто-то будет извлекать мячи по одному, а кто-то опрокинет корзинку, чтобы завладеть сразу всеми. Ни у кого нет времени и желания каждый раз складывать игрушки. Тогда можно по-прежнему давать всего 2-3 предмета, чтобы квартира не была похожа на поле битвы. Популярностью в этом возрасте пользуются различные вытягивающиеся бусинки, узлы на веревках, шнурки, впервые появляются резиновые пищалки. И главное - яркие носки, можно даже с бубенчиком. Почему носки? Потому что в этом возрасте детки впервые "осознают" свои ноги.

к 5-6 месяцам
Все больше ценятся крупные предметы. Как у Винни Пуха - входит и выходит. Это могут быть первая собственная миска и ложка. Чтобы не разбить миску, возьмем старую добрую хохлому. Можно две миски одну больше, другую меньше. Это даст понятие маленького и большого. Опять же "входит и выходит". Замечательная и вечно загадочная неваляшка именно в этом возрасте, или чуть позже, бывает осознана и хорошо воспринята малышом. Поскольку к 6 месяцам мы ожидаем, что кроха поползет, можно раззадоривать его игрушками, которые "убегают". Это всевозможные мячики, деревянные шары, различные катающиеся погремушки. А поскольку скоро прорежутся зубки, все, что можно погрызть, тоже идет в дело. Это все берестяные игрушки. Они хорошо снимают зуд. Правда, судьба их незавидна. Детишки с таким азартом и упоением их грызут, что береста обязательно будет разодрана. Это вещь одноразовая, как лапти - поносил и выкинул. Неплохо помогает и корень петрушки. Если вы догадались засушить его с лета, то кроха размочалит его с большим удовольствием.

в 6 месяцев
Малыш сел и пополз? Ваш дом неминуемо преобразится. Все, что находится в категории "нельзя", должно "подпрыгнуть" на недосягаемую высоту. Однако ни одна мама не сможет безусыпно следовать ползком за крохой и от всего его уберечь. Особенно, если старший ребенок требует такого же внимания. Поэтому персональное безопасное место для младенца даст вам время спокойно "поесть, попить и сходить в туалет". А если повезет, то даже и суп семье сварить, и полы помыть. Таким местом станет манеж, который можно поставить и на кухне, когда вы заняты. Чтобы крохе не было скучно, положите в манеж интересные для этого возраста игрушки. У деточки все еще, режутся зубки? В качестве прорезывателя может служить не только пластиковое кольцо, но и неокрашенные деревянные игрушки. Поищите "детский эспандер" - игрушку из нескольких деталей, соединенных внутри резинкой. Малышам нравится, что они могут растягивать игрушку и она меняет форму. Также интересны игрушки с механическим звуком, например неваляшки и музыкальные шары, из которых малыш может сам извлекать звук. Обычно это занятие способно развлечь кроху и занять его надолго. Самое прекрасное в этом возрасте - купание. Поскольку малыш уже сидит, игры в ванне под маминым контролем набирают обороты. Деревянные игрушки в ванной не подмога. Используйте современные: от плавающих резиновых до подтверждающих старые добрые выражения "воды в решете не унесешь" и "переливание из пустого в порожнее". Хороша пустая пластмассовая бутылка. Она погружается на разную глубину, в зависимости от уровня воды в ней. Кроме того, привлекает внимание закручивающейся пробкой. Губка, впитывающая воду и отдающая ее под нажимом, также "на гребне волны". Раньше дети развлекались пеньковыми мочалками, сейчас их вполне можно заменить синтетическими, только следите, чтобы кроха случайно не съел игрушку.

в 8 месяцев
Дитя тянется к тазикам и собственному горшку. То есть размер игровых сосудов увеличивается. До своей тарелки он уже дотянулся, перевернул ее и "оставил след". Вообще, всякая мелочь ребенка не привлекает. Ему подавайте то, чем пользуются родители. К сожалению, не в каждом доме найдется ненужный глиняный горшок или деревянная миска придется пожертвовать крохе пластик. С древности детям отдавали на растерзание куски материи. Малышам нравится их способность прятать предметы. Воспользуйтесь этим свойством: покажите ребенку, как погремушка скрывается под носовым платочком - это будет хит сезона! Добавьте в игровую комнату тряпочки разных размеров и разной прозрачности. Чем не развивающая среда? Многие дети в этом возрасте начинают вставать. Это новое умение - вставать на ноги, опираясь на шаткие предметы, в очередной раз заставляет нас изменить мир. Родителям приходится следить за шаткими предметами, а за "дорогими сердцу" вещами на высоте журнального столика бдить вдвойне. Особенно с учетом того, что ребеночек больше тянется к взрослым вещам. Не сделайте ошибку! Не пытайтесь свою книгу заменить игрушечной, а свой телефон и клавиатуру от компьютера - ненастоящими или нерабочими. Подлог не проходит! Лучше авторитетно и сразу переведите эти вещи в категорию "строгое нельзя". Попытайтесь вспомнить все стихи и игровые пестушечки типа "Ладушки", потому что игрушки в этом возрасте детей особо не интересуют.

к 10 месяцам
Родительское напряжение спадает. Потихоньку малыш приобретает навык класть предметы один на другой, соединять крышку с коробочкой и пробку с бутылкой. Это спасает, только не надолго, так как по-прежнему родительские обиходные вещи более интересны, чем игрушки. Однако небольшим количеством кубиков, пирамидок, матрешек, коробочек разной формы можно пытаться привлечь внимание. Оттачивать мелкую моторику - важная работа. "Пинцетный" захват, а проще, способность брать маленькие и тонкие предметы двумя пальчиками дают возможность ввести ребенку в игру мелкие предметы. Чтобы не бояться, что он их проглотит или подавится ими, пусть это будет что-то съедобное. Очень интересно собирать крупу, играть веточками укропа, вылавливать тонко порезанную морковь из тарелки. Хорошо в это время малыши играют с бусами и нанизывалками различных форм и всевозможных размеров. Постараемся, чтобы они были не очень длинными и тяжелыми, так как, размахивая ими, ребенок может больно ударить себя. Сушеные ягоды - отличная идея для бус. Шиповник, арбузные семечки, боярышник, черника, маленькие райские яблочки очень ярко и красиво смотрятся на крепкой нитке. Специальные деревянные бусы для нанизывания отличный вариант.

к году
Малыш может попробовать сделать несколько шагов. С этого момента игрушки становятся неотъемлемой частью какой-то игры. Первичное изучение мира завершается. Теперь начинается осознание человека и его деятельности. А для этого нужна кукла. Причем совсем не обязательно "навороченная" и красивая. Раньше это был символический чурбачок в тряпочке. Многие считают, что примитивность игрушки - это ее безусловный плюс, поскольку развивает детскую фантазию. Укачивание со словами "баю-бай" - самая первая игра для многих девочек. Мальчики также очень часто поддерживают эту игру наряду с машинками и скаканием на лошадках. Кстати, лошадка-палка очень нравится современным детям! Но младенчество на этом завершается, начинается раннее детство. Растите умными и счастливыми!

Позаимствованно из журнала "Лиза. Мой ребенок" март 2007.

Назад

 

При частичном или полном использовании ресурсов сайта, ссылка на www.Keeds.Narod.ru обязательна.
Email: HOPETAKER@INBOX.RU

Orlov V. Мастерская
2006
Используются технологии uCoz